Методика создания Портала органов власти субъекта РФ

       

Условия перехода к электронному правительству


Основным и главным условием реализации проекта электронного правительства является соответствии его актуальным политическим, экономическим и социальным задачам государства и общества, усилению позиций государства в мировом сообществе.

Наибольший эффект от проекта электронного правительства можно достичь только при условии его включенности в общую стратегию модернизации государства и общества, а также при положительной динамике информатизации ключевых сфер жизни общества, социальной, экономической и политической активности граждан и сообществ. Успех проекта электронного правительства во многом определяется уровнем политической поддержки проекта в государстве и обществе. Без этого весь процесс будет бесполезной, пустой тратой времени и общественных средств.

Для достижения целей проекта электронного правительства необходимо постоянное политическое руководство процессами, наличие реального лидера в лице конкретного государственного руководителя или органа.

К важным факторам реализации проекта электронного правительства следует отнести:

-        уровень информационной культуры государственных служащих и государственных органов, который должен быть сопоставим с уровнем в бизнес-корпорациях;

-        соответствие нормативной базы функционирования государственных органов и нормативной базы, регламентирующей взаимодействие госорганов с гражданами и организациями возможностям инфраструктуры электронного правительства;

-        стратегическое финансирование и инвестирование проекта, а также использование внебюджетных источников, включая средства международных проектов и программ;

-        уровень компетентности государственных служащих в использовании технологий электронного правительства;

-        способность и готовность системы государственного управления инкорпорировать в себя возможности технологий для повышения эффективности функционирования;


-        безусловный реинжиниринг внутренних бизнес-процессов с применением отработанных и широко используемых коммерческими предприятиями методик и инструментов, а также использование передового опыта информатизации деловых процессов (best practice);

-        наличие «электронных граждан» и «электронных сообществ», как возможностей эффективного доступа к электронному правительству (комбинация цены доступа, степени культурной (образовательной, психологической, пользовательской - операторской и пр.) готовности к взаимодействию с государством посредством сети;

-        фактическая и быстрая окупаемость проекта. Бюджетные затраты на создание и эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства должны быть приемлемы для общества и, в целом, подтверждать факт того, что государственный аппарат, функционирующий посредством технологий электронного правительства менее обременителен с точки зрения бюджета, удобен, прозрачен, менее коррупционен, безопасен, понятен, предсказуем и подконтролен обществу;



-        стандартизация методов, структуры и систем управления информацией и информационными потоками, унификация процедур информационного обмена (оборота)- программно-технологических, сервисно-процедурных и управления качеством;

-        выбор эффективных методов и средств обеспечения информационной безопасности, в том числе защиты персональных данных граждан;

-        наличие эффективных и научно-обоснованных методов и технологий, поддерживающих общественные взаимодействия (по различным сферам и видам взаимодействий);

-        наличие соответствующей нормативной базы, регулирующей характер взаимодействий посредством сетевой информационно-коммуникационной инфраструктуры;

-        широкое общественное сотрудничество в рамках реализации проекта.


Модель электронного правительства и его сервисных составляющих должна стать результатом широкого общественного обсуждения и консенсуса;

-        энергичность, уверенность, политическая поддержка со стороны руководства, необходимого уровня менеджмента (сопоставимого с менеджментом проектов информатизации в бизнес-корпорациях), четкого определения этапов и достижимых на них результатов, системы контроля качества и эффективности;

-        вовлеченность исполнителей в программу преобразований организации, отлаженные рабочие коммуникации, управление ресурсами, эффективное управление проектом и рисками;

-        эффективное сотрудничество (партнерство) с частным сектором в области исследований и разработок промышленных ИКТ;

-        опора на мировой опыт реализации проектов информатизации систем государственного управления;

-        точное формальное описание исходного состояния системы государственной власти и моделей ее внутреннего и внешних взаимодействий, предварительная  оптимизация этих моделей и перевод в автоматизированный режим;

-        последовательность и этапность в развертывании инфраструктуры. Электронное правительство требует четкого определения фаз (этапов) и уровней становления (развертывания) инфраструктуры электронного взаимодействия, понимание реально достижимых уровней информатизации, уровней «воплощения», оценку и показатели эффективности.


Содержание раздела