Уровень развития интернет-сайтов Региональных органов власти в России
Анализ состояния интернет-сайтов Региональных органов исполнительной власти (на февраль 2002г.), проведенный Департаментом Региональной информации Аппарата Правительства РФ, показывает, что интернет-инфраструктура Региональных органов исполнительной власти приобрела, в целом, характер самостоятельного направления информационного обеспечения деятельности Региональных органов исполнительной власти.
Информационная структура большей части официальных интернет-сайтов Региональных органов исполнительной власти имеет структуру, в основном соответствующую «Перечню регулярной обязательной информации для размещения Региональными органами исполнительной власти в российском сегменте сети интернет» (утвержден поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. № МК-П44-11243).
Интернет-сайты приобретают необходимую степень функциональности и устойчивости в работе, значительно улучшился дизайн. Информационное содержание официальных интернет-сайтов Региональных органов исполнительной власти позволяет формировать у пользователей (граждан) целостное и объективное представление о Правительстве Российской Федерации и его повседневной деятельности.
Среди наиболее успешных проектов по использованию интернет-технологий следует отметить интернет-сайты МНС России (www.nalog.ru), МПС России (www.mps.ru), МПТР России (www.mptr.ru), Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru), МИД России (www.mid.ru), Минсвязи России (www.minsvyaz.ru), МПР России (www.mnr.gov.ru), Минтранса России (www.mintrans.ru), Минфина (www.minfin.ru), Минздрава России (www.minzdrav-rf.ru), МВД России (www.mvdinform.ru, www.gibdd.ru).
Вместе с тем задачи по приведению официальных интернет-сайтов в соответствие с требованиями «Перечня регулярной обязательной информации для размещения Региональными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет» решены не в полной мере.
- По состоянию на конец февраля 2002 г. официальные интернет-сайты функционировали у 43 из 54 Региональных органов исполнительной власти.
Не имеют официальных интернет- сайтов Госкомрыболовство России, Госмкомспорт России, ФЭК России, ГФС России, ФПС России, Спецстрой России, Росбоеприпасы, РАВ, Росрезерв;
- По ряду положений не соответствуют Перечню требований интернет-сайты Минобороны России (www.mil.ru), Россудостроения (www www.rossud.ru), ФСФО России (www.fsforus.ru), Роспатента (www www.rupto.ru), Роскартографии (www www.roskart.ru), ГФС России (www.gfs.ru);
- У более чем 60% официальных интернет-сайтов Региональных органов исполнительной власти отсутствует режим ежедневного обновления информации о текущей деятельности ведомства (событий в отрасли, сфере ведения);
- Интернет-сайты отдельных ведомств имеют устаревшую структуру пользовательского интерфейса, затрудняющую оперативный доступ граждан к необходимой информации. Не в полной мере развиты ресурсы, информирующие о порядке работы с гражданами и обращениями граждан в Региональные органы исполнительной власти. Информационные ресурсы по Региональным целевым программам представлены редко. Практически нет информации об исполнении программ;
- Самой серьезной проблемой является низкий уровень развития интерактивной инфраструктуры интернет-сайтов Региональных органов. Такое состояние не позволяет обеспечивать решение задач по информационно-коммуникационной поддержке процессов и процедур постоянного взаимодействия между Региональными органами исполнительной власти и гражданами (организациями) на уровне, определенном Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации в ходе работы Гражданского форума в ноябре 2002, а также решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации 14 февраля с.г. по итогам данного форума;
- Серьезным недостатков является то, что ведомственные информационные проекты, в том числе Интернет-проекты слабо согласуются с задачами и планами социально-экономического развития страны, модернизации системы государственного управления, снижения издержек на содержание аппарата, повышения открытости и подотчетности гражданам;
- Руководство ряда Региональных органов исполнительной власти не проявляет необходимой активности и последовательности в информировании общества посредством технологий сети Интернет о своей деятельности, в разъяснении официальной позиции по социально значимым событиям и принимаемым решениям, в формировании открытых государственных информационных ресурсов и развитии системы общественного доступа к ним;
- Процессы использования новых технологий носят стихийных характер, отсутствуют согласованные подходы к организации информационной работы, использованию программно-технологических решений, соблюдению единых требований (стандартов) к созданию и развитию сетевой инфраструктуры, регламенту информационной поддержки, решению вопросов защиты информации и иных вопросов;
- Отсутствует система оценки эффективности информационных проектов, как с точки зрения решения задач государственного управления, так и с точки зрения удовлетворения информационных потребностей граждан;
- Отсутствие координации процессов и проектов в сфере информационного обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации, Региональных министерств и ведомств, приводит к тому, что в среде взаимодействия Правительства, Региональных министерств и ведомств и граждан циркулирует значительное количество недостоверной информации, вызывающей недоверие к проводимой правительством политике;
- Не сложилась система взаимодействия между информационными подразделениями министерств и ведомств, реализующими конкретные проекты;
- Неразвитость Региональной информационной и коммуникационной инфраструктуры, отсутствие в ней необходимых гражданам ресурсов и сервисов затрудняет становление цивилизованных экономических и правовых отношений, повышает степень социальной незащищенности граждан.
Отсутствие современной информационной инфрастуктуры не способствует формированию положительного образа страны в глазах мирового сообщества, и прежде всего инвесторов;
- Фактически еще не начался переход государственных учреждений на безбумажный документооборот. По данным Минсвязи России, в Региональных и местных органах власти находится около 800 тысяч компьютеров, из которых только 25 тысяч подключены к сети Интернет. Причем, в центральных органах власти процент компьютеров на столах у чиновников достигает 95%, а в областных администрациях - 70%. Но, несмотря на высокий процент персональных компьютеров, к сети подключены только 2%, что препятствует развитию безбумажного документооборота.
На сегодняшний день можно отметить крайне низкий концептуальный, нормативно-правовой, организационный и технический уровень обеспечения сайтов большинства органов государственной власти:
- отсутствует единая для всех пользователей сети точка доступа к интернет-ресурсам российских органов государственной власти:
o нет единого механизма поиска и навигации по всем доступным ресурсам;
o отсутствует целостное и единообразное представление информации по основным направлениям деятельности Правительства РФ.
- недостаточные объемы финансирования и отсутствие необходимой квалификации ответственных за поддержку соответствующих государственных интернет-ресурсов специалистов приводит к крайне редкому и нерегулярному обновлению материалов, которое в большинстве случаев происходит с опозданием;
- крайне ограниченно в настоящее время используются технологии обратной связи;
- не сформулированы общие для всех органов государственной власти подходы к реализации собственных интернет-ресурсов, а также организационные, нормативно-правовые и технические стандарты в области предоставления органами государственной власти информации и услуг через интернет;
- не проработана иерархия и система взаимодействия и взаимосвязей отдельных государственных интернет-ресурсов между собой.
Полных и достоверных данных по состоянию дел в регионах России нет. Однако, судя по косвенным данным, можно сказать, что собственные интернет-ресурсы имеют не более 40-50 % региональных органов власти.
Для данного этапа развития ведомственных интернет-ресурсов характерны недостатки, показанные в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Показатель, аспект |
Общая оценка |
Потребность, проблема |
1 |
Взаимодействие населения (граждан) с органами власти |
Продолжает осуществляться посредством личного общения, телефона и факса, |
Развитие средств online -доступа к государственным информационным ресурсам |
2 |
Распространение информации о работе государственного органа |
Неточность информации в силу ее неактуальности, несвоевременности обновления |
Актуализация (обновление) данных |
3 |
Выявление мнения граждан, бизнеса и в целом общества по актуальным вопросам деятельности органов власти |
Отсутствует |
Мониторинг потребностей граждан в форме опросов, фокус-груРП и пр. |
4 |
Использование электронной почты для контактов с гражданами |
Крайне на низком уровне |
Взаимодействие с гражданами в режиме on-line |
5 |
Использование электронной почты для контактов с представителями бизнеса |
Неудовлетворительно |
Взаимодействие со структурными элементами бизнеса в режиме online |
6 |
Возможность в интерактивном режиме платить налоги, получать разрешения и пр. |
Отсутствует |
Взаимодействие с гражданами в режиме online |
7 |
Взаимодействие с поставщиками, организация торгов и реализация конкурсов |
Закрытость информации и коррумпированность сферы взаимодействия с госслужащими |
Открытость информации и развитие форм е-бизнеса в сфере государственных ресурсов |
8 |
Характер информационного потока между государством и потребителями информации |
Односторонность потока: от государственного органа к потребителю |
Развитие форм взаимодействия с возрастанием потока информации от потребителя к государству в е-форме |
По результатам сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что российский государственный сегмент интернет-ресурсов значительно отстает от коммерческого в реализации потенциала и использовании технологической мощности и интерактивных возможностей среды Интернет для обеспечения эффективного взаимодействия органов власти с населением страны.
Все это приводит к недостаточной информированности общества и бизнеса (а в ряде случаев – и к представлению ошибочных сведений) по актуальным проблемам социально-экономической жизни страны, и, соответственно, к недостаточной поддержке курса и программ Правительства, а также к снижению авторитета органов исполнительной власти.
Для решения этих проблем необходимо объединение отдельных интернет-сайтов в рамках специализированной информационной системы «Региональный Портал», обеспечивающей «единую точку доступа» для всех пользователей, сохраняя при этом преемственность и обеспечивая возможность дальнейшего расширения и интеграции.
Создание Регионального Портала должно быть направлено на устранение основных противоречий в развитии государственных и ведомственных интернет-ресурсов, создание максимально удобного для конечного пользователя средства доступа к ним и комфортной среды электронного взаимодействия органов власти между собой, с населением и бизнесом.