Состав информационного наполнения РП
Состав информационного наполнения Регионального Портала является центральной проблемой, так как затрагивает проблему практической реализации принципа информационной открытости исполнительной власти. Проблема практики раскрытия информации, ее обязательного представления (декларирования) до сих пор остается в центре внимания многочисленных дискуссий.
Вместе с тем в области представления информации с помощью новых информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, технологий сети Интернет, уже накоплен определенный позитивный опыт создания общедоступных информационных ресурсов государственных органов и органов местного самоуправления.
В начале процесса создания ведомственных сайтов госорганы руководствовались в определении состава информации, как правило, сложившейся практикой и традициями информационного обслуживания и взаимодействия с гражданами.
Структура информационного наполнения сайтов Региональных органов исполнительной власти приведена в определенную систему, чему способствовал утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень регулярной обязательной информации для размещения Региональными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет:
Перечень включает следующие содержательные позиции:
- официальное наименование Регионального органа исполнительной власти и официальные реквизиты (адрес, телефоны справочной службы, адрес электронной почты);
- положение о Региональном органе исполнительной власти;
- организационная структура Регионального органа исполнительной власти (руководство, структура центрального аппарата, территориальные органы, подведомственные учреждения и предприятия);
- нормативные акты, регламентирующие деятельность Регионального органа исполнительной власти;
- нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, принятые Региональными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией;
- информация о положении дел в отрасли (сфере ведения).
- информация о Региональных целевых программах, в реализации которых участвует Региональный орган исполнительной власти, в том числе информация об исполнении положений программ;
- ежедневная информация пресс-служб (управлений по связям с общественностью) о деятельности Регионального органа исполнительной власти;
- реквизиты общественных приемных Регионального органа исполнительной власти (адрес, телефоны, порядок работы с гражданами и организациями).
Конечно, перечень не ограничивает ведомства в размещении на своих сайтах иной информации, многие государственные органы создали и поддерживают весьма содержательные и полезные сетевые ресурсы.
Вместе с тем, на сегодня единого стандарта информационного содержания сайтов государственных органов пока не существует, что не способствует повышению качества государственного сегмента сети Интернет.
В некоторой степени проблему упорядочения интернтет-инфраструктуры исполнительной власти разрешают подготовленные в 2001 году Департаментом Региональной информации «Рекомендации по созданию и сопровождению интернет-сайтов Региональных органов исполнительной власти», которые являются развитием положений Перечня регулярной обязательной информации для размещения Региональными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет, но фактически выполняют роль «стандарта» для государственных органов. (В разделе «Приложения» включена последняя версия Рекомендаций от ноября 2002 года).
В соответствии с данными Рекомендациями в целях реализации прав граждан на доступ к информации Региональных органов исполнительной власти на интернет-сайтах рекомендуется размещать:
- атрибуты российской государственной символики, а также атрибуты символики Регионального органа исполнительной власти;
- информацию о руководителе Регионального ведомства;
- интерактивные сервисы Регионального органа - онлайновые процедуры взаимодействия государственных служащих и граждан (организаций);
- описания порядка, правил и процедур реализации государственных услуг (сервисов), предоставляемых Региональным органом исполнительной власти (группой Региональных органов) гражданам или организациям, в том числе с использованием интерактивных (диалоговых) пользовательских интерфейсов;
- формы ведомственных бланков, используемых при осуществлении взаимодействия с гражданами и организациями;
- информацию о планах и программах Регионального органа;
- материалы (документы), информирующие граждан о результатах деятельности Регионального органа исполнительной власти, о положении дел в отрасли (сфере жизни общества), в том числе по Региональным округам (регионам);
- статистическая информация;
- информацию о законодательных и иных инициативах Регионального органа исполнительной власти (по необходимости);
- информационные материалы, используемые в Региональном органе исполнительной власти в принятии (разработке) тех или решений (планов, программ), с которыми целесообразно ознакомить общественность (специалистов, экспертов);
- ответы Регионального органа исполнительной власти на общественно значимые запросы из законодательных и судебных органов, органов местного самоуправления, а также граждан и организаций;
- электронные версии ведомственных изданий;
- информацию по научной и социально-культурной тематике в отрасли (ведомстве);
- информацию о взаимодействии с общественными организациями;
- информацию об условиях и порядке приема на работу (государственную службу), список вакансий, требования к кандидатам, образцы документов информацию для контактов;
- сборники ссылок на ведомственные (отраслевые) и иные сетевые информационные ресурсы;
- информацию по защите персональной информации пользователей интернет-сайта;
- информацию по статусу информации, а также информацию по копирайтам;
Рекомендации уже активно используются специалистами не только Региональных органов исполнительной власти, но другими государственными органами, в том числе региональными и местными.
Центр компетенции по электронному правительству включил документ в листинг материалов, рекомендованных специалистам в области информатизации государственного управления.
Содержательная структура Регионального Портала опирается на уже принятые стандарты, но в силу специфики информационной системы и решаемых задач требует расширения спектра информационных материалов и соответствующих им сервисов.