Методика создания Портала органов власти субъекта РФ

       

Социальные сервисы РП


Под социальными сервисами понимается предоставление органами власти массового и доступного обслуживания населения и бизнеса.

За последнее время в связи с усилением активности населения, вызванной политическими и экономическими преобразованиями, развитием предпринимательства и частной инициативы, увеличилась необходимость населения в получении услуг для удовлетворения различного рода потребностей.

Это привело к необходимости расширения спектра услуг, которые оказывает государство населению, что, в свою очередь, повлекло за собой увеличение количества государственных органов и организаций, оказывающих эти услуги. В то же время появилось немало частных организаций, оказывающих населению услуги, ранее являвшиеся прерогативой государства.

На сегодняшний день практически отсутствует достоверная информация о том, насколько качественные услуги предоставляются государством, каковы предпочтения населения относительно получения услуг в государственных и частных организациях, какими сервисами должна обладать система государственных услуг, ориентированная на предоставление максимальных удобств населению и т.д.

Этапы предоставления общественных услуг в сети Интернет:

-        Публикация (распространение) информации. Реализация приложений, которые делают доступной через Интернет справочную и сопроводительную информацию в электронной форме по получению той или иной государственной услуги;

-        Электронные формы (и взаимодействие). Предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством;

-        Транзакции. Это такие приложения, как подача заявок в электронной форме на получение лицензий и т.п.;

-        Трансформирование. Это инициативы и приложения, которые предоставляют новые типы сервиса, ранее невозможные без использования ИКТ.
В качестве примера можно привести сервис, реализованный правительством Финляндии, в рамках которого обеспечивается автоматический сбор финансовой информации о гражданине (из банков и страховых компаний), на основе чего заполняется специальная форма о выплате налогов, которая уже в готовом виде предоставляется для ознакомления и подтверждения со стороны гражданина.



Рис. 7. Топология социальных сервисов в рамках РП.

Список сервисов, которые относятся в большей степени к интерактивной части спектра, может включать в себя:

-        Сбор налогов и других платежей. Это, например, сбор подоходного налога, консульские налоги, оплата штрафов.

-        Предоставление льгот и выплата пособий

-        Выдача документов, разрешений и лицензий.

-        Предоставление услуг, основанных на «богатом» контенте – образование, здравоохранение, личное консультирование.

Для еще более детального анализа все перечисленные административные услуги могут быть классифицированы по функциональным признакам на четыре основные группы:

-        услуги, генерирующие доход - услуги, при которых финансовые потоки от граждан и бизнеса направлены в сторону правительства (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, корпоративный налог, таможенные декларации и отчисления на ФОТ);

-        услуги по регистрации - услуги, связанные с оформлением объектных или персональных данных как результат административных обязанностей (регистрация новых компаний, регистрация автомобилей, регистрация по месту жительства, подготовка отчетов для статистических организаций, регистрация рождения и вступления в брак);



-        получение социальных и общественных услуг: услуги, позволяющие гражданам и бизнесу получать преимущества или прибыль в обмен на уплату налогов или отчислений (поиски работы, общественное и административное снабжение, социальное обеспечение, общественные библиотеки, медицинские услуги);

-        разрешения и лицензии - документы, выдаваемые органами государственной власти (персональные документы, регистрация в высших учебных заведениях, сфера окружающей среды, разрешение на строительство).

При этом отмечается, что новое качество предоставления услуг достигается тогда, когда организации используют новые технологии для реорганизации всего процесса предоставления услуг, что иллюстрируется рисунком 8. Потенциальный путь улучшений – от публикации информации через организацию интерактивного взаимодействия к электронным транзакциям – и через это к интеграции государственных услуг и трансформированию работы правительства и ведомств, к реализации административной реформы.



Рис. 8. Электронные средства предоставления услуг и трансформирование правительства.


Содержание раздела