Порталы: определение, классификация и эволюция
Порталы возникли в результате ускоренного и одновременно бессистемного (хаотического) роста слабоструктурированных интернет-ресурсов прежде всего как средство организации работы с ними, ориентированное на конкретные тематические потребности пользователей.
Портал на сегодняшний день является общепризнанной основной для построения различного рода интегрированных информационных систем в интернете (всемирная сеть, открытая для всех), экстранете (внутренняя сеть, охватывающая контрагентов – поставщиков, население и бизнес) и интранете (внутренняя сеть организации). Существуют некие общие характеристики, присущие всем порталам. Эти характеристики являются критически важными также и для построения единого РП:
- сбор и агрегирование информации из различных источников (разных баз данных разных госучреждений и органов власти, внешних организаций и сайтов) – прогнозы погоды, динамика внутренних показателей (например, средней длительности разрешения запроса), внутренние нормативные акты, новости агентств и т.д.;
- персонализация и управление доступом - возможность настроить представление информации по своему желанию, ограничение доступа к информации по группам пользователей, конкретному имени пользователя, типам информации и др.; например, после регистрации на информационном портале организации руководитель департамента увидит одну, ему интересную и доступную информацию (графики, внутренние уведомления), а житель города – другую (часы работы госучреждений и органов власти, перечень доступных услуг);
- инструмент интерактивного взаимодействия пользователей – проведение форумов, дискуссий, получение ответов на вопросы в режиме реального времени.
При этом портал позволяет обеспечить единый интерфейс представления данных из разрозненных информационных систем, и обеспечивает единую точку входа во все эти системы для пользователя. Не представляет никаких проблем предоставить в рамках информационного портала организации место для любых других коммерческих и некоммерческих организаций, а также ссылки на любые другие сайты.
Первые информационные порталы были «единой точкой входа» в Интернет для пользователей, имеющих общие профессиональные задачи или интересы. Создатели порталов стремились собрать и представить в систематизированном и удобном виде как можно больше полезных информационных ресурсов, распределяя их для удобства по категориям (рубрикам). Некоторые ресурсы были представлены на порталах непосредственно своими материалами, а большинство — гиперссылками.
Отличительные характеристики портала: персонализация для конечных пользователей; организация клиентского места; распределение ресурсов; доступ к информации из множества гетерогенных источников.
Gartner Group выделяют четыре этапа эволюции портальных технологий:
- Агрегирование. Порталы обеспечивают в основном агрегирование различных информационных ресурсов. На этом этапе порталы представляли собой простой навигатор по распределенным информационным ресурсам.
- Персонализация. Порталы первого поколения включали поддержку персонализации, то есть предоставление пользователю данных в соответствии с его профилем. На этом же этапе появились и средства управления информационным наполнением, средства индексирования, поиска, разделения содержания портала на категории, а также простейшие средства интеграции с другими информационными системами.
- Интеграция. На данном этапе появились порталы второго поколения, включающие также средства интеграции данных, а также средства исполнения компонентов портала на серверах приложений. На этом же этапе портал становится средством интеграции распределенных приложений и реализует поддержку коллективной работы и доступа к сервисам с помощью мобильных устройств.
- Унификация. Следующее поколение порталов поддерживает единый интерфейс доступа к различным приложениям и источникам данных, включая унаследованные приложения, что позволяет порталу стать основой всей информационной системы предприятия, а также осуществлять с его помощью интеграцию не только приложений, но и бизнес-процессов.
Портал как средство обеспечения доступа и информационного взаимодействия должен обеспечивать:
- необходимый объем информации, систему своевременной актуализация содержания и базовый набор сервисов работы с информацией (полнотекстовый поиск, представление аналитической информации и пр.);
- простую, понятную и удобную для пользователя структуру, в том числе пользовательские интерфейсы;
- специальные интерфейсы, позволяющие работать на устаревших РС, на медленных линиях связи, лицам с ограниченными физическими возможностями;
- услуги и сервисы с очевидной ценностью для пользователя;
- гибкую настройку интерфейсов, систему персонализации с учетом интересов и предпочтений; высокую надежность и масштабируемость;
- соответствие стандартным требованиям по интеграции в портал иных информационных систем;
- совместную работу по поддержке портала, в том числе с мобильных или удаленных рабочих мест;
- систему управления слабоструктурированными ресурсами;