Методика создания Портала органов власти субъекта РФ

       

Политическое и социокультурное измерения понятия электронного правительства


Рассматривая общие проблемы технологического прогресса, и связанных с ним, социокультурных и институциональных изменений, мы пришли к выводу, что сдвиг в сторону электронной парадигмы существования и развития институтов общества, ставит проблему адекватной трансформации государства, его структуры, системы и методов управления, организационной культуры и пр.

Новые информационные технологии позволили найти эту форму – электронное правительство, которое можно рассматривать как некое новое состояние власти и государства, приобретаемое в условиях «информационной революции», форму существования институтов власти и государственного управления в условиях информационного общества, обеспечивающую государству историческую перспективу и необходимый уровень конкурентоспособности в системе общественных институтов информационной эпохи.

Электронное правительство это принципиально новая организационная культура государственного аппарата, базирующаяся на вертикально-горизонтальных (сетевых) моделях внутренних и внешних взаимодействий, что предполагает, в свою очередь, новую культуру управления и координации.

Электронное правительство - это состояние структуры власти и государства, позволяющее приобрести большую гибкость и адаптивность системы государственного управления и государственного аппарата.

В условиях возрастания экономической и социальной динамики, нестабильности сред существования человека - увеличения факторов управления и усложнения объектов управления государство должно повышать свою эффективность (при постоянном дефиците ресурсов на решение задач общественного управления).

В этой связи оно инкорпорирует в себя лучшие методы (практики) корпоративного управления, в том числе реализуемые в моделях «цифровой экономики» и «электронного бизнеса» - в сфере анализа, планирования, управления проектами, контроля, бюджетирования, принятия решений и пр.

Электронное правительство - это исторический социокультурный проект, а потому в полной мере должен соответствовать задачам и направлениям развития (модернизации) общества, и, прежде всего, его основных и актуальных сфер и существующих в них общественных проблем.


Проект электронного правительства должен соответствовать «духу времени», должен быть понят и принят (востребован) обществом. Этапы проекта и ключевые элементы соответствуют не только актуальным задачам («здесь и сейчас»), но масштабируемы, ибо одновременно нацелены на стратегические общественные цели.

Электронное правительство требует четкого определения фаз (этапов) и уровней становления (развертывания, воплощения) электронной (информационно-коммуникационной) инфраструктуры органов власти и общественных институтов.

Для успешного перехода к электронному правительству требуется ясное понимание реально достижимых уровней информатизации сферы общественных взаимодействий, эффективное управление проектом, налаживание сотрудничества внутри государственного аппарата и тесного партнерства с сообществами граждан - бизнес и НКО.

Электронное правительство является важным инструментом трансформации и модернизации системы государственного управления и власти. Доминирующей задачей электронного правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе использования современных ИКТ с целью совершенствования сферы предоставления Региональных услуг населению и бизнесу, а также расширения степени участия всех граждан в процессах управления обществом и государством.

Электронное правительство - это возрастание «сервисной» составляющей в  идеологии государства, предполагающей создание современной интегрированной инфраструктуры гражданских сервисов, максимальным образом приближенной к конечному потребителю государственной услуги (физическому или юридическому лицу).



Именно в электронном правительстве объединяются усилия всех органов власти и местного самоуправления по обслуживанию граждан. С другой стороны, в этой среде граждане (физические и юридические лица) контролируют процесс реализации или прямо реализуют установленные законом обязанности. В этой связи в проекте электронного правительства возрастает роль инфраструктуры местного уровня - региональной и муниципальной («локальные электронные правительства»).



Более того, в рамках «сервисной» идеологии происходят существенные изменения во взаимоотношениях между основными ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления. В рамках проекта электронного правительства за счет создания условий для тесной интеграции удается разрешить ряд проблем, имеющих свое основание в традиционных межведомственных противоречиях.

Электронное правительство предполагает реализацию новых форм включенности в систему международных (межгосударственных) отношений и взаимодействия с Региональными субъектами других государств и инфраструктурой международных Региональных и неРегиональных организаций, которые еще более динамично обретают новую «электронную» форму.

Инициирование проекта по созданию инфраструктуры электронного правительства приводит к задаче по ревизии сложившейся системы власти и общественных взаимодействий, что само по себе крайне позитивно сказывается на обществе, как некая процедура «оздоровления» нормативной и правовой сферы, административных процедур, регламентирующих общественные взаимодействия. 

Автоматизировать власть можно только, имея адекватную модель конечных преобразований. Причем идеальная модель, полученная в результате ревизии, анализа исходного состояния и прогнозирования (вариантов) должна  быть в обязательном порядке «приземлена» по реальным политическим, социальным и культурным основаниям.

Как любой проект информатизации, проект электронного правительства предполагает проведения реинжиниринга внутренних управленческих (деловых) процессов с применением отработанных и широко используемых коммерческими предприятиями методик и инструментов, а также внедрять передовой опыт реализации бизнес-процессов (best practice) и их тестирования (benchmarking).

Однако в силу специфики государства, как «общественной корпорации», клиентами которой является все члены общества одного внутреннего реинжиниринга недостаточно, требуется масштабный реинжиниринг правовых основ и самих процедур взаимодействия между государством и  физическими и юридическими лицами.


Что, как правило, и происходит под лозунгом «дебюрократизации»  и т. п.

Таким образом, постоянно актуальная задача модернизации государства (власти) и проект электронного правительства - процессы, которые могут  взаимно определять и взаимно поддерживать друг друга.

Электронное правительство есть метод реализации принципа открытости власти (государственного аппарата), достижения нового качества и уровня его подотчетности и подконтрольности обществу.

Электронное правительство - это принципиально новые показатели эффективности функционирования государственного аппарата, эффективности общественных издержек на его содержание, а также метод контроля со стороны гражданского общества. «Электронная подотчетность», в свою очередь, не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных госорганов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы Региональных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.

Электронное правительство - это диалоговое, интерактивное правительство, которое преодолевает дефицит и проблемы прямых и обратных связей в среде взаимодействия власти, граждан и сообществ, предполагает развития сферы (среды) «электронной демократии», и ее ключевой модели - демократии участия. В связи с этим происходит трансформация моделей и процедур пространства политических коммуникаций, опосредующих представительную демократию. Более того, происходит в некотором смысле изменение баланса в спектре демократических процедур, между элементами представительной демократии и плебисцитарной модели демократического взаимодействия.

Политика государства становится более открытой, управление более эффективным (обратные связи более качественными и информативными). Гражданское общество уже не сторонний наблюдатель, а участник процессов общественного управления, несущее ту же, что государство, ответственность за все происходящее в стране.



Электронное правительство это инструмент поддержки процессов становления гражданского общества. Социокультурная модернизация в рамках движения к постиндустриальным общественным формам сегодня становится императивом. Именно в контексте этого движения предстоит найти и выстроить оптимальную систему отношений государства и гражданского общества. Учитывая то, что к концу XX века не сложились полноценные гражданское общество и полноценного государства, задача будет решаться одновременно. Поддержка государством более глубокого соприкосновения (активного взаимодействия) с культурой информационных обществ позволяет ускорить процесс становления гражданского общества и понять суть требования этого общества к государству (власти). Это, в свою очередь, дает возможность трансформировать традиционные государственные институты и механизмы взаимоотношений власти и общества в эффективный и приемлемый для всех инструмент национального развития.

Вместе с тем развитие в рамках проекта электронного правительства инфраструктуры общественной координации не в коей мере отменяет традиционные функции государства и его аппарата, которые продолжают базировать на административных принципах управления обществом (прямое администрирование, мобилизация, насилие), воздействия на общества. Это  объясняется, прежде всего, тем, что даже в условиях становления информационного общества, совершенно иного уровня развития социального индивида, институтов гражданского общества, гражданской культуры и системы отношений и взаимодействий, всегда остаются (в силу изначальной природы человека и внешних для любого государства обстоятельств, обстоятельств «внешнего мира») фундаментальные вызовы и угрозы, преодоление которых требует жесткое управляющее воздействие со стороны государства.

Электронное правительство предполагает «электронное гражданство», которое представляет сложную и многомерную категорию. Это, с одной стороны, возможность доступа любого человека (с приемлемыми для него издержками) в информационную среду с целью реализации своих социальных и гражданских потребностей, посредством использования информационно-коммуникационных технологий.



Однако еще более важным фактором представляется формирование гражданской информационной культуры, соответствующей трансформируемой системе взаимодействия между государством и гражданским обществом. Такая культура предполагает иную степень и характер социальной активности, информационной активности. Требуется высокая степень доверия к информационной среде взаимодействия, технологиям и процедурам.

Процесс формирования новой информационной культуры это процесс исторический, культурно-исторический, а потому сложный и длительный. Не все определяется только технологическим «перевооружением» социального индивида. Самое сложное это приобретение опыта социальной практики посредством новых информационных технологий.

В любом случае, говоря об «электронном гражданстве», можно говорить только о новой (приобретенной) социальной размерности индивида или сообществ, позволяющим им эффективно инкорпорироваться в ткань социальной действительности Информационного общества.

Сегодня, когда такая размерность приобретается только социально и экономически активной частью населения. И можно говорить (пока) только об «электронном правительстве» для этой группы. Вместе с тем, именно через эту группу общества возможно вовлечение других слоев и категорий граждан. И сама эта группа может служить некоей «действующей моделью» социальных взаимодействий в условиях «информационной революции».

В стратегическом плане проект электронного правительства охватывает все основные области жизни общества: социальную, технологическую, экономическую, окружающую среду и политическую сферу.

Проект электронного правительства может стать фактическим двигателем  трансформации всех сфер деятельности общества.

При этом в каждой из сфер общества существуют собственные стимулы и факторы, стимулирующие формирование электронного правительства.

В социальной сфере к таким факторам можно отнести следующее: поддержка и расширение возможностей самообслуживания; рост информационно-технологической осведомленности и квалификации граждан.



В технологической (технической) сфере переход к электронному правительству стимулируется быстрым развитием общественной и государственной инфраструктуры телекоммуникаций.

В экономической сфере создание электронного правительства стимулируется растущей экономической базой, увеличивающимся воздействием ИКТ, необходимостью уменьшения Региональных расходов в общем объеме ВНП с одной стороны и одновременно растущие затраты правительств на свою деятельность.

В то же время в каждой из перечисленных сфер существуют и препятствия для формирования и развития электронных правительств.

В социальной сфере это нехватка квалифицированных специалистов, существующее «цифровое неравенство», недостаточный уровень образования, традиции, стереотипы общественного поведения, привычки и предпочтения, проблемы конфиденциальности и сохранения персональных данных при взаимодействии с электронным правительством.

В сфере технологической наиболее серьезные препятствия связаны с разнородностью используемых средств, структур данных и технологий, что затрудняет их совместное использование между разными ведомствами и уровнями власти, а также неравномерность развития инфраструктуры.

Препятствия в экономической сфере связаны с регулирующими регламентами, с существующими моделями финансирования, а также с несогласованностью финансовых технологий и т.п.


Содержание раздела