Перечень законодательных актов, регулирующих сферу «электронного взаимодействия» Краткий анализ
Основные нормативные акты:
Конституция Российской Федерации (1993 г.)
Конституция Российской Федерации гарантирует права каждого свободно искать и получать информацию, закрепляет наиболее общие принципы использования информационных технологий и электронного взаимодействия (право граждан на информацию, на охрану личной тайны, обязанности государства по обеспечению возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, и т.д.). Вместе с тем Конституция не регулирует непосредственно отношения по «электронному взаимодействию», однако создает правовые предпосылки для такого регулирования и формирования соответствующего законодательства.
Гражданский кодекс Российской Федерации (1994 г.)
Гражданский кодекс Российской Федерации не раскрывает гражданско-правовые аспекты «электронного взаимодействия» (и не упоминает о нем), однако содержащиеся в нем принципы и нормы, регулирующие порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов, могут быть применены к отношениям, возникающим или могущим возникать в процессах (процедурах) «электронного взаимодействия».
В частности, ГК РФ особо выделяет информацию как отдельный объект гражданских прав (ст.128), при этом правовой режим «содержательной информации» (характеризующейся такими категориями, как «достоверность», «полнота», «обновляемость», и т.п.) не совпадает с правовым режимом имущества либо результатов интеллектуальной деятельности (объектов исключительных прав или интеллектуальной собственности). Более детально указанные вопросы должны быть урегулированы в отдельном разделе ГК, принятие которого ожидается в 2003 году.
Закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
Указанный Региональный закон имел своей целью стать базовым для урегулирования всех аспектов информационных отношений. Вместе с тем, по общему мнению, заложенная в нем слабая теоретическая обоснованность и противоречивость его положений о правовом статусе информации, декларативность и неконкретность норм о государственных информационных ресурсах и порядке доступа к ним не позволили ему стать эффективным инструментом регулирования, применимым к электронному взаимодействию.
В частности, к охраняемым законом информационным ресурсам он относит лишь документированную информацию, правовой режим которой (вопреки нормам российского гражданского законодательства) совпадает с вещными правами собственности на имущественные объекты. Другим недостатком данного закона имеющим отношение к реализации проекта электронного правительства является «выключенность» категории информации, не относимой по формальным основаниям к информационным ресурсам, но необходимой для реализации конституционного права граждан на доступ к ней.
Закон Российской Федерации от 4 июля 1996 г. №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»
Данный закон должен был регулировать вопросы трансграничного обмена информацией, но в силу ряда причин был принят такой вариант закона, который исключает возможность его практического применения. К примеру, закон устанавливает требование лицензирования и обязательной сертификации деятельности по международному информационному обмену, в частности, «при вывозе государственных информационных ресурсов из Российской Федерации и использовании средств международного информационного обмена», что явно не применимо для реализации инфраструктуры электронного взаимодействия государства, использующей интернет-технологии.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-I «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г.);
Закон «О средствах массовой информации» хронологически является первым законодательным актом Регионального уровня, в котором рассматриваются (хотя и не применительно к «электронному взаимодействию», а в более общем виде) вопросы доступа к информации, в том числе информации о деятельности государства, профессиональной деятельности и правового статуса журналистов, порядок доступа на мероприятия, проводимые государственными органами и т.д.
Положения данного закона могут быть рассмотрены в качестве возможности определения элементов инфраструктуры электронного правительства (порталов и сайтов) как «средств массовой информации» с вытекающими отсюда правовыми, организационными и иными последствиями.
Однако фактически, любой государственный сайт реализуя функции «распространения» информации для массового потребителя, может быть одновременно определен как «электронная база данных, размещенная в сетях общего пользования, к которой обеспечен персональный доступ любого пользователя сети». В связи с этим регулирование вопросов создания и поддержки государственного сайта уже осуществляется иным законодательством (Законом «О связи», Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» и пр.).
Закон Российской Федерации от 15 декабря 1994 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации».
Указанный закон посвящен достаточно частным вопросам информирования граждан о деятельности государственных органов и определяет дополнительный порядок реализации процедур взаимодействия государства и средств массовой информации. Закон содержит ряд норм, которые могут быть применимы при организации «электронного взаимодействия».
Региональный закон «О связи» (От 16 февраля 1995 года, № 15-ФЗ (в ред. Регионального закона от 06.01.99 № 8-ФЗ))
Региональный закон о связи регулирует обширную область правоотношений, возникающих при передаче информации по каналам связи. В настоящее время в связи с необходимостью привести положения закона в соответствие с реально достигнутым уровнем развития сферы телекоммуникаций, Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект новой редакции закона о связи (2002 г.).
Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Закон об ЭЦП может и должен сыграть существенную роль в упорядочивании вопросов идентификации участников информационного обмена (электронного взаимодействия), что позволит придать юридически легитимный характер «электронных взаимодействий», а вместе с этим и статус самой «электронной инфраструктуры» государства.
Однако, несовершенство ряда процедурных положений по созданию инфраструктуры использования ЭЦП и ее практического использования участниками «электронных взаимодействий» пока не позволяет реально ввести в действие закон.
Постановление Правительства Российской Федерации
от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и Федеральных органов исполнительной власти»
Постановление определяет порядок и средства предоставления гражданам информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также перечень сведений, обязательных к размещению на официальных информационных ресурсах федеральных органов исполнительной власти.
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию».
Указ частично затрагивает вопросы, связанные с электронным взаимодействием и может служит основанием для решения ряда вопросов, связанных с созданием инфраструктуры электронного правительства
Дополнительные акты:
- Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (1993 г.);
- Закон Российской Федерации от 6 октября 1997 г. №131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной тайне»;
- Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (1992 г.);
- Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. Регионального закона от 19.07.95 №110-ФЗ);
- Патентный закон Российской Федерации (1992 г.);
- Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993);
- Закон Российской Федерации «О правовой охране топологии интегральных микросхем» (1992 г.);
- Региональный закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.)
- Уголовный кодекс Российской Федерации (1997 г.)
- Региональный закон « О лицензировании отдельных видов деятельности» (2001 г.);
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по соблюдении законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации» (1995 г.)
- Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. №1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (с изменениями в соответствии с Указом Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61);
- Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. №188 «О Перечне сведений конфиденциального характера»;
Существует также ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, имеющих наиболее близкое отношение к вопросам «электронного взаимодействия», к которым следует отнести:
- Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» (1996 г.);
- Постановление Правительства Российской Федерации «О сертификации средств защиты информации» (1995 г.);
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (1996 г.);
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Основных положений государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации и о государственном регулировании допуска и использования иностранных систем спутниковой связи и вещании в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации» (2000 г.);
- Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (2002 г.).