Методика создания Портала органов власти субъекта РФ

       

Оценка соответствия законодательной базы целям и задачам реализации проекта Регионального Портала


Действующее в Российской Федерации законодательство, регулирующее отношения в информационной сфере не может в полной мере соответствовать целям и задачам по развертыванию инфраструктуры электронного правительства.

В то же время положение с российской законодательной базой (применительно к проблемам создания Регионального Портала) в корне отличается от зарубежной законодательной практики. Как в России, так и в других странах, процессы налаживания «электронного взаимодействия» между государством и всеми компонентами гражданского общества опережают процессы оформления такого взаимодействия правовыми актами.

Процесс создания Регионального Портала и других системных элементов электронного правительства в России будет сопровождаться препятствиями, обусловленными наличием значительного числа правовых проблем, связанных с «электронным взаимодействием», к которым, в частности, относятся:

-        отсутствие установленных законом прав и обязанностей государственных органов в отношении информации, относимой к государственным информационным ресурсам; неопределенность статуса самих государственных  информационных ресурсов, их состава и критериев отнесения к ним информации из разных источников;

-        отсутствие законодательно установленного перечня информации о решениях и деятельности государственных органов, которая должна быть в обязательном порядке доступна гражданам России и хозяйствующим субъектам (в частности, по их запросам), равно как и отсутствие установленных законом процедур доступа к такой информации (например, в виде ее размещения на интернет-сайтах соответствующих государственных органов);

-        неоднозначность определенных в законодательстве требований к документальной информации, и в первую очередь к документам в электронной форме; неопределенность правового статуса информации, для которой документальная форма представления не является критично важной или технологически возможной;


-        наличие значительного числа ограничений на порядок использования и номенклатуру разрешенных к использованию программно-аппаратных средств обеспечения информационного обмена при «электронном взаимодействии» между государственными органами и негосударственными организациями, а также внутри государственных органов и их подразделений;

-        законодательная нерешенность вопроса о достоверной идентификации участников информационного обмена, в частности, «негосударственных» участников электронного взаимодействия, вне рамок законодательства об ЭЦП (которое реально неприменимо на практике);

-        отсутствие законодательного закрепления правового статуса содержательной информации, не охраняемой нормами авторского или патентного права, а также ответственности за не обеспечение ее достоверности, полноты и актуализации (в необходимых случаях);

-        неопределенность статуса интернет-сайтов как источников общедоступной (массовой) информации, не относимых по формальным критериям к средствам массовой информации; неопределенность «официального» статуса информации, размещаемой на интернет-сайтах (включая Региональный Портал),

-        отсутствие легальных определений и единообразной практики применения большинства понятий и терминологических обозначений, используемых в нормативных актах, касающихся электронного взаимодействия.

Вместе с тем указанные выше проблемы не являются правовым препятствием для создания Регионального Портала и других системных элементов инфраструктуры электронного правительства.

Вопросы «легитимизации» информационного содержания Регионального Портала, обязательности размещения на нем той или иной информации и ее «официального» статуса, могут и должны решаться постепенно, по мере «точечных» и целесообразных корректировок действующего законодательства.


Содержание раздела