Электронное правительство и приоритеты пользователей
Электронное правительство должно выдерживать баланс между проблемами бизнеса и граждан, а также между государственными и социальными приоритетами.
Концепция формирования электронного правительства должна исходить из нескольких основополагающих принципов:
1. Повышение осведомленности граждан о деятельности Региональных структур различных уровней. Этот аспект охватывает технологии, обслуживающие предоставление информации о деятельности систем и структур правительства, администрации, выборных представителей, депутатов и т.д. Фактически это информация относительно деятельности и структуры самого органа власти или правительства, а не об услугах им предоставляемых. Информация этого рода публикуется, например, на различных Региональных и парламентских веб-сайтах, а механизмы ее доставки могут включать как электронные средства (Интернет, телевидение, телефон, радио), так и не электронные (газеты, объявления, препринты и т.д.).
2. Обеспечение доступности информации и ее доставка до конечных пользователей. Здесь основой является доступность информации, ее доставка и информационное распределение с помощью услуг, предоставляемых администрациями правительств или иных органов власти на различных уровнях. Примерами являются веб-сайты департаментов, Региональные директории, муниципальные веб-сайты, информация относительно систем общественного обслуживания и др. Эта информация может быть доступна по требованию («pull»-технологии), либо в принудительном порядке, например, при оповещениях, предоставляться без запросов в режиме «push». Механизмы доставки этой информации могут быть теми же самыми, что и в предыдущем случае.
3. Поддержка и усиление обратной связи между властями и обществом. Каналы обратной связи могут предоставляться как в индивидуальном порядке, например, для отдельных представителей, так и для администрации департаментов и ведомств. Они могут быть общими (например, отправка по электронной почте вопросов по поводу отдельных локальных или персональных дел), либо предметно-ориентированные, когда граждане приглашаются высказаться по общественно значимым проблемам.
Каналы доставки могут быть как «push», так и «pull», но должны быть управляемыми с обоих сторон. Электронные каналы включают электронную почту и телефон, традиционные каналы могут ориентироваться на традиционную почтовую службу.
4. Обеспечение участия граждан в деятельности правительства и администрации. Эта группа проблем лежит между только что рассмотренной поддержкой обратной связи и приглашением более непосредственного участия в процессе разработки политики и принятия участия в Региональной деятельности. Обычно это имеет место на локальном уровне в различных муниципалитетах, например, когда группы граждан извещают местные советы о своем мнении по вопросам автомобильных парковок или по рекреационному развитию своего района. Ясно, что эти вопросы имеют мало общего с проблемами, которые решаются на уровне национальных правительств. Прямое участие отдельных граждан, в отличие от организованных груРП лоббирования в политическом развитии, является пока редким явлением и, как показывает имеющийся опыт, далеко не всегда однозначно приветствуется политиками и государственными чиновниками. Традиционным средством сообщения информации являются митинги или дискуссии. Электронным эквивалентом являются группы онлайновых дискуссий.
5. Непосредственная поддержка демократических процессов. Этот аспект, во-первых, может быть связан с онлайновым выяснением мнения по специфическим и, как правило, не политическим вопросам (например, конструкция нового флага). Во-вторых, он может включать онлайновую поддержку электоральных процессов, таких как регистрация избирателей, контроль списков голосования и различные формы онлайнового голосования.
Безусловно, путь по пути перестройки работы госаппарата с фокусом на реализацию инициатив электронного правительства сопряжен с определенными рисками.
В частности, даже в развитых странах многие люди не имеют и не хотят иметь персональные компьютеры (которые концептуально рассматриваются как основные устройства доступа).
Они смотрят на информационные технологии с определенным недоверием и страхом, считают эту технологию слишком дорогой, а иногда просто ни разу не имели возможности ее использовать.
Другие люди считают информацию, доступную через веб неинтересной и не имеющей отношения к их повседневным потребностям. Часть людей считают, что поиск информации на веб затруднителен, а сама информация часто доступна исключительно на иностранном языке, который им незнаком. интернет не должен создавать новые источники и формы неравенства между теми, кто не имеет эффективный доступ к онлайновым сервисам и информации, и теми, кто это имеет. Эта форма неравенства получила название «цифровое неравенство». Каждый должен иметь возможность доступа к веб, если государство ставит перед собой цель равноправного участия граждан в информационном обществе.
Среди других проблем и рисков, в частности, перечисляются следующие:
- Сложность и отсутствие широкомасштабных имплементаций технологий цифровой подписи;
- Необходимость использования кредитных карт для выполнения финансовых транзакций через интернет. Далеко не все их имеют и с этим связаны дополнительные расходы;
- Получение и открытие счета в банке;
- Вопросы обеспечения безопасности передачи финансовой информации, такой как номера кредитных карт, через интернет;
- Интеграция с существующими и унаследованными системами;
- Доступность и простота использования государственных информационных систем широкой публикой;
- Управление изменениями в самих госорганизациях;
- Трудность принятия решений о том, с чего необходимо начинать преобразования;
- Принятие концепции электронного правительства политическим истеблишментом;
- Финансирование проектов в области электронного правительства;
- Разрешение дилеммы «Защита конфиденциальной информации, с одной стороны, и необходимость межведомственного обмена для обеспечения удобства пользователей, с другой»;
- Потенциальный риск передачи данных частного и закрытого характера в не предназначенные для этого места;
- Обеспечение поддержки технических ресурсов для реализации принципа работы «24 часа в сутки x 7 дней в неделю»;
- Опережение технических возможностей реализации по отношению к возможностям эффективно управлять процессами.