Методика создания Портала органов власти субъекта РФ

       

Электронное правительство и единая корпоративная архитектура органов власти


В области инициатив по реформированию и повышению эффективности работы Регионального правительства за счет внедрения информационных технологий две составляющие играют критически важную роль:

-        Реализация принципов электронного правительства;

-        Концепция Корпоративной Архитектуры государственной организации.

Мы все много слышали и знаем о базовых принципах концепции электронного правительства, поскольку центральным компонентом программы «Электронная Россия» являются инициативы в области электронного правительства. Но мы практически мало знаем и не уделяли внимания принципам реализации Корпоративной Архитектуры.

Хотелось бы оговориться, что, во первых, за рубежом, в отличие от России, термины «Корпоративные информационные системы» и «Корпоративная архитектура» в равной степени применимы как к государственным структурам, так и к бизнесу. Во вторых, приведенный ниже анализ был сделан на основе материалов по проблематике именно государственных организаций.

За рубежом произошла определенная эволюция в использовании термина «Корпоративная Архитектура». Сначала говорили об Архитектуре Информационных Технологий. Теперь просто используется термин Корпоративная Архитектура.

Если давать самое простое определение, то Корпоративная Архитектура описывает, как организация выполняет свою работу, используя такие ресурсы, как:

-        Люди;

-        Бизнес-процессы;

-        Данные;

-        Технологии.

Концепция Корпоративной Архитектуры – это план реализации миссии организации через оптимальное выполнение своих ключевых бизнес-процессов в условиях формирования эффективной инфраструктуры информационных технологий.

Если говорить более точно, то Корпоративная Архитектура – это базовая стратегическая информация, которая определяет:



-        Миссию министерства (ведомства);


-        Информацию,  необходимую для реализации миссии;

-        Технологии и процессы, необходимые для реализации миссии;

-        Процессы трансформации по внедрению новых технологий в процессе изменяющихся приоритетов министерства;

-        Корпоративная архитектура включает описание существующей архитектуры, целевое состояние архитектуры и соответствующий план действий по ее достижению.

Без наличия корпоративной архитектуры невозможно обеспечить руководство по развитию информационных технологий в госорганах, управлять инвестициями в ИКТ. Результатом отсутствия такой корпоративной архитектуры может стать то, что инициативы в области электронного правительства приведут к созданию изолированных, разобщенных операций и систем, что в свою очередь, приведет к бессмысленному дублированию, несовместимости и дополнительным затратам.

Электронное правительство, в свою очередь, означает методы работы госорганов (людей, процессов и технологий -  особенно технологий, основанных на Интернет и веб-доступе), которые ведут к улучшению доступа и доставки информации и услуг от государства к гражданам, бизнесу, сотрудникам и другим агентствам и на другие уровни в иерархии государственной власти. Инициативы в области электронного правительства имеют потенциал в области обеспечения лучших связей между госорганами и их клиентами за счет более четкого, простого и эффективного их взаимодействия.

Вместе – электронное правительство и Корпоративная Архитектура – обеспечивают необходимые составляющие для достижения желанной цели – успешное внедрение прикладных информационных систем для электронного правительства, которые, в свою очередь, обеспечат желаемую эффективность и ответственность в выполнении функций.

Корпоративная Архитектура устанавливает для всего ведомства (агентства) перспективный план-график (roadmap), направленный на достижение его целей через оптимизацию и повышение результативности бизнес-процессов  на основе использования эффективных информационных технологий.


Однажды установленная Корпоративная Архитектура фактически является некоторой точкой отсчета для систематизации текущей (базовой) среды деятельности организации и для определения желательной (целевой) среды. Корпоративная Архитектура является необходимым компонентом при развитии информационных систем организации, при разработке новых систем и при внедрении современных технологий, которые нацелены на всеобщую оптимизацию выполнения задач агентства.

Корпоративная Архитектура является необходимым инструментальным средством для того, чтобы повысить результативность и эффективность существующих в организации бизнес-процессов, а также для разработки и реализации поддерживающих их технических систем обеспечения. В наиболее простой интерпретации  организация, учреждение, предприятие и т.д. представляют собой совокупность целенаправленных операционных действий, а Корпоративная Архитектура дает структуру  (или структурное описание) этого  действия. Если более определенно, то Корпоративная Архитектура систематизирует и дает фиксированное описание в виде работоспособных моделей, диаграмм и функциональных комментариев всех режимов деятельности некоторого объекта. В роли такого объекта может выступать либо отдельная автономная организация (ведомство), либо  функциональная или предметная область, которая охватывает несколько организационных границ (например, финансовое управление, управление сбором данных, управление материального обеспечения и т.п.).

Корпоративная Архитектура описывает деятельность предприятия с двух позиций:

-        С позиции логических терминов, таких как взаимодействующие бизнес-процессы и бизнес-правила, необходимая информация, структура и потоки информации, места расположения работы и пользователей;

-        С позиции технических понятий, таких как  аппаратные и компьютерные средства, программное обеспечение, коммуникация данных, защита и безопасность, а также используемые стандарты.



При этом обе группы понятий охватывают с одной стороны текущее состояние «как существует» и перспективное (или целевое) состояние «как должно быть».  Одна из главных задач Корпоративной Архитектуры состоит в том, чтобы оптимизировать взаимные зависимости и существующие взаимоотношения и создать для этого соответствующую ИКТ-инфраструктуру и приложения, которые поддерживали бы все эти действия. Опыт работы с Региональными Региональными агентствами показал, что попытки определить и построить основные ИТ-системы без ориентации на концепцию Корпоративной Архитектуры, как правило, приводят к дублированию усилий и, что самое главное, сопровождается трудностями  взаимодействия по интерфейсам и, как следствие,  препятствует интеграции различных систем.

Корпоративная Архитектура является инструментом управления, который обеспечивает процесс принятия решений об инвестиции в ИКТ. Более конкретно, организация использует разработанную ей архитектуру как инструмент управления ИКТ и инструмент, обеспечивающий то, что инвестиции в ИКТ дают измеримые результаты.

Корпоративная архитектура включает в себя 4 следующие типы архитектур:

-        Бизнес-архитектура;

-        Архитектура данных. Определяет какие данные необходимы для поддержания бизнес-процессов (например, модель данных);

-        Архитектура приложений. Определяет какие приложения используются и должны использоваться для управления данными и поддержки бизнес-функций (например, модели приложений);

-        Технологическая архитектура. Определяет, какие обеспечивающие технологии необходимы для создания среды работы приложений, которые, в свою очередь, управляют данными и обеспечивают бизнес-функции.



Рис. 1. Четыре типа архитектур, входящих в состав Корпоративной Архитектуры.

В корпоративной архитектуре выделяется три основных уровня: персональный (или пользовательский) уровень, уровень процессов и уровень данных.  Персональный уровень охватывает различные каналы доставки данных, унифицированный интерфейс пользователей, Региональный Портал и сайты отдельных агентств, департаментов и ведомств.


На следующем уровне – уровне процессов, размещены приложения, которые обеспечивают предоставление различных видов услуг, например, платежи, обеспечение безопасности, коммуникацию данных и т.п. Наконец, третий уровень отражает структуру данных и их представление в виде метаданных, включая источники данных, типы данных и их форматы.

Можно сказать, что если делить Корпоративную Архитектуру по горизонтали, то сверху расположены модели ведения бизнеса (бизнес-архитектура), а в нижней части дизайн, который обеспечивает бизнес и который включает архитектуры данных, приложений и технологий.

Если на уровне одного ведомства говорится о Корпоративной Архитектуре Ведомства, то на уровне государства в целом рассматривается понятие Региональная Корпоративная Архитектура, которое является сложной структурой, включающей в себя бизнес-архитектуру, архитектуру данных, приложений и техническую архитектуру.

В соответствии с этим, в настоящее время в таких странах как США ведется разработка соответствующих  взаимосвязанных так называемых Справочных Моделей (Reference Models) для каждой из перечисленных областей.

Иерархия Справочных Моделей в рамках Региональной Корпоративной Архитектуры показана на рисунке ниже. Эта иерархия моделей включает в себя:

-        Справочная модель описания бизнеса Региональной организации (BRM - Business Reference Model);

-        Справочная модель контроля эффективности (PRM - Performance Reference Model);

-        Справочная модель описания данных (DRM – Data Reference Model);

-        Справочная модель описания функциональности приложений (ARM - Application-Capability Reference Model);

-        Технологическая справочная модель (TRM – Technology Reference Model).

В настоящее время опубликована первая из этих справочных моделей – Справочная Модель Описания Бизнеса Региональной организации (BRM - Business Reference Model).





Рис. 2. Справочные Модели Региональной Корпоративной Архитектуры.

Эти модели являются, по сути дела, определенными руководствами, которые могут помочь государственной организации при разработке собственной Корпоративной Архитектуры.

Реализация концепции и разработка Корпоративной Архитектуры способно дать следующие преимущества:

-        Уменьшение дублирования информационных систем;

-        Обеспечение большей совместимости и возможностей по интеграции систем;

-        Уменьшение стоимости информационных систем;

-        Оптимизация процессов выполнения функций организации;

-        Увеличение продуктивности и эффективности работы;

-        Улучшение управляемости систем;

-        Улучшения в управляемости организаций и поддержка процессов преобразований.

Необходимость перехода к обозначенной выше корпоративной архитектуре в первую очередь связана с наличием большого разнообразия структур данных, типов компьютеров, видов приложений и категорий сетей.

Первым шагом на пути создания кооперативной архитектуры является определение общих услуг, которые могут быть предоставлены различными ведомствами и департаментами между различными уровнями правительств. Примерами могут служить обеспечение безопасности, трансграничные коммуникации, платежные системы и т.д.  Реализуя в широких масштабах предоставление общих услуг, правительство получает возможность значительной экономии своих средств. В частности, при этом создаются условия для организации единого портала на основе использования стандартов Интернет,  в котором могут быть интегрированы самые различные виды Региональных услуг. Кроме того, появляются необходимые условия для того, чтобы все группы данных представлять в виде метаданных с перспективой использования общих словарей данных, позволяющих существенно облегчить совместное использование данных различными категориями граждан и бизнесменов.В числе следующих действий электронные правительства должны обеспечить реальную поддержку такого общего сервиса и определить основные категории этих услуг. Для решения этой задачи возникает необходимость провести интеграцию и унификацию всей имеющейся в базах данных информации, представляющей общий интерес.

Согласно стратегическим прогнозам к 2003 г. правительства, которые не обеспечат реализацию кооперативной архитектуры в  процессе формирования электронного правительства с вероятностью 0,8 потерпят полную неудачу  причем основным фактором этой неудачи станет фактор не оправдания надежд граждан.


Содержание раздела