Методика создания Портала органов власти субъекта РФ

       

Движение России к информационному обществу


В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.

Анализ глобальных процессов информатизации показывает, что каждая страна выбирает самостоятельный путь движения к информационному обществу. Стратегия определяется набором ключевых факторов, среди которых важнейшим является собственный уровень развития общественной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также базовая экономическая структура и система политических отношений в обществе. Важнейшим фактором, определяющим цели и характер трансформаций, является культура, ментальность и исторические традиции национального государства.

Проводимые в России политические и экономические реформы не дали, к сожалению, адекватного ответа на вызовы постиндустриального развития. Сложившаяся экспортно-сырьевая ориентация национальной экономики не отвечает коренным интересам России, ее научно-промышленному и интеллектуальному потенциалу. Без перехода к инновационному развитию и постиндустриальной трансформации общества Россия в двадцать первом веке не имеет шансов на равноправное участие в мировой экономике.

Россия с ее колоссальными интеллектуальными ресурсами не может остаться в стороне от этих глобальных процессов.
Именно переход в информационное общество позволит России решить проблему низкой эффективности российской экономики, создать не только новые рабочие места, но и инфраструктуру для развития и эффективного применения инноваций, получить доступ к инвестициям и интегрироваться в мировое информационное и экономическое пространство в качестве сильного и равноправного партнера.

В связи с резким спадом национальной экономики и невысоким уровнем информатизации России существует большое количество негативных оценок, перерастающие в пессимистические настроения и социально-психологические комплексы неполноценности. Однако объективные оценки пройденного нашей страной пути, а также ее нынешнего состояния указывают на то, что, несмотря на многие несовершенства культивировавшейся в стране модели развития и острейший экономический кризис, предшествующими поколениями российского народа были созданы материально-технические и интеллектуально-кадровые предпосылки перехода к информационному обществу:

-        Россия в целом справилась с промышленной революцией и вошла в группу индустриально развитых стран;

-        в России создана развитая система образования и профессионально-технической подготовки кадров, а также соответствующая самым высоким мировым стандартам наука, накоплен ценный «человеческий капитал» в промышленности;

-        в стране накоплен опыт создания и результативной деятельности крупных научно-промышленных корпораций;

-        в процессе индустриального развития России сформировалась современная система интеллектуального производства ценных знаний и технологических достижений;

-        в мире достаточно высоко оценивается российская наука и культура научных исследований, а интеллектуально-творческий потенциал фундаментальной науки сопоставим только с потенциалом США;

-        технологические достижения ряда наукоемких отраслей России служат основой плодотворного международного сотрудничества страны на стратегически важных направлениях мирового прогресса;





-        десятки тысяч квалифицированных российских специалистов приглашаются зарубежными технологическими компаниями и транснациональными корпорациями для участия в масштабных проектах в качестве создателей интеллектуальной продукции;

-        многочисленные факты патентования результатов российских разработок иностранными компаниями свидетельствует не только и не столько о нерешенных проблемах правовой охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации, сколько о способности ее научно-промышленного комплекса производить востребованные мировым сообществом ценные знания.

Несмотря на распространенный в мире, да и в российском обществе скепсис относительно непреодолимого отставания в информационных технологиях, Россия демонстрирует сегодня весьма высокие темпы развития в сфере информатизации. Этому способствуют как наличие достаточно высокого интеллектуально-кадрового и образовательно-научного потенциала, так и серьезных теоретических разработок мирового уровня в области информатики.

В большинстве развитых стран и крупных странах развивающегося мира разработаны государственные или национальные программы движения к информационному обществу.

В Российской Федерации разработана «Концепция формирования информационного общества в России» (одобрена Государственной комиссией при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. №32), а также еще ряд концептуальных документов, рассматривающих отдельные аспекты общественной информатизации. К ним следует отнести:

-        Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена распоряжением Президента Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895);

-        Концепция государственной информационной политики (одобрена Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи Регионального Собрания Российской Федерации 15 октября 1998 г.);



-        Концепция управления государственными информационными ресурсами (рекомендована Правительством Российской Федерации для использования при разработке Региональных программ по формированию общедоступных государственных информационных ресурсов);

-        Концепция государственного регулирования негосударственными информационными ресурсами России (проект Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, 2000 год);

-        «Концепция правовой информатизации России», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 477.

Отдельные концептуальные положения, связанные с созданием инфраструктуры информационного общества обозначены в Региональной целевой программе «Электронная Россия на 2002 – 2010 годы», среди которых можно назвать такие как модернизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе внедрения современных ИКТ, обеспечение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и открытости государственных информационных ресурсов для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня пока не существует единого, целостного доктринального документа, описывающего все возможные аспекты движения России к информационному обществу. Вместе с тем работы в этом работы ведутся. Созданный в 2000 году Общественный экспертный совет, под руководством советника Президента Российской Федерации А.Н. Илларионова, вел работы по подготовке Белой книги информатизации России.

В ноябре 2002 года в Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации образована рабочая группа по разработке концептуальных положений национальной стратегии «Россия в информационном веке».

Однако это развитие отличается существенной неравномерностью в различных областях, а достигнутые успехи являются лишь первыми шагами в направлении к информационному обществу.


В начальном состоянии находится инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, не достигнут необходимый уровень информационной культуры населения, массовой домашней компьютеризации, использования Интернета, еще не сложилась эффективная система компьютерного образования.

Существует несколько ключевых проблем, сдерживающих темпы развития в России информационного общества:

-        низкий по сравнению с ведущими странами уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и сектора производства информационных и коммуникационных средств, продуктов и услуг;

-        отсутствие у государства достаточного объема свободных средств для развития информационно-коммуникационной инфраструктуры;

-        отставание в ключевых направлениях использования ИКТ – образовании и экономике. Интеграция ИКТ в систему образования и экономические процессы только начинается и их влияние в настоящее время незначительно;

-        низкий уровень жизни большой части населения и как следствие ограниченный платежеспособный спрос на товары и услуги ИКТ, доступ к глобальным компьютерным сетям. В России только начинает формироваться рыночная экономика, способная обеспечить постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги;

-        слабая подготовленность населения к жизни в информационном обществе, общая низкая компьютерная грамотность, отсутствие мотивации для использования современных ИКТ из-за плохой осведомленности об их возможностях, традиционной пассивности и инерции в использовании информации.


Содержание раздела