Методика создания Портала органов власти субъекта РФ

       

Цели, задачи и этапы создания электронного муниципалитета


Использование интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет многочисленные возможности, основные из которых:

  • повышение конкурентного потенциала, инвестиционной привлекательности муниципального образования (МО), так как создается имидж прогрессивной администрации и положительный образ МО как места проживания и работы;
  • повышение качества отношений с жителями и организациями:
  • –         сокращение времени на получение требуемой информации;

    –         обеспечение круглосуточного доступа;

    –         наличие выбора наиболее оптимального способа общения с муниципальными службами (реального или электронного) – создание альтернативы;

    –         конфиденциальность персональной информации;

    –         персонализация услуг;

    –         унификация формуляров документов различных служб с заполнением их в автоматическом режиме и рассылкой через Интернет в необходимые службы;

    –         возможность из любого места (дома, офиса) получить необходимую информацию, например, какая служба компетентна в решении необходимого вопроса, часы ее работы, какие документы необходимо иметь при себе, в каком статусе находится заявка (при электронном самообслуживании), почему происходят задержки, какие еще документы потребовались, кто отвечает за решение вопроса и пр.;

    • создание “цифровой” демократии, когда на сайте создается доска объявлений, проводятся чат-форумы, мини-референдумы и электронное голосование, обсуждаются острые вопросы (градостроительство, стратегические планы и проекты);
    • сокращение штата муниципальных служащих, экономия бюджетных средств на обеспечение функционирования деятельности (ФОТ, канцелярские расходы);
    • формирование активной и сплоченной власти;
    • инжиниринг структуры, то есть не только того, “что” делают местные власти, но того, “как” они это делают.


      Последнее связано с тем, что портал строится исходя из потребностей и функциональных аспектов задачи, а не из существующей структуры и уровней органов власти на территории, что может требовать кардинальной, революционной перестройки всей системы власти;


    • фактор, обеспечивающий надлежащий темп распространения информационных технологий и информационной культуры;


    • местное правительство станет более доступным, а его деятельность – более прозрачной с точки зрения процедур и функций, и подотчетной через электронную почту и публичные выступления в сети ее руководителей.


    • Процесс внедрения Интернет в деятельность местной администрации подразделяется на следующие этапы:

      • сеть используется для размещения информации о себе (использование чужого и (или) создание своего сайта);


      • создание надежной внутренней (локальной) сети, соединяющей все подразделения администрации с выделением централизованной базы данных;


      • сайты поддерживают двустороннее общение через электронную почту (например, сообщение о смене места жительства, заполнение форм, размещение заявки на участие в местной конференции или семинаре, проведение опросов);


      • подключение созданной сети к другим органам управления (региональной администрации, территориальным ведомствам и отраслевым органам), бюджетным учреждениям, необходимым коммерческим структурам (банкам, страховым компаниям и др.);


      • официальный стоимостной обмен (предоставление системы поиска необходимой информации пользователю, продление срока действия лицензии, оплата некоторых штрафов, сборов и пр.) с элементами самообслуживания;


      • создание единого Интернет-портала МО, который интегрирует весь комплекс услуг, предоставляемых местными властями (оформление аренды нежилого помещения, земельного участка, различного рода согласований, оплата счетов, налогов и сборов, получение субсидий, поиск кадров через биржу труда и др.), а также некоторыми организациями (электронное страхование, торговля).


      • Таким образом, начальным этапом является создание официального муниципального сайта.


        Существующие сайты городов по их структуре можно разделить на две большие группы:

        • сайты, ориентированные, в первую очередь, на городское население;


        • сайты, ориентированные, в первую очередь, на гостей и туристов.


        • Основными задачами сайта являются:

          • представление города и власти для внешнего мира (гостей города, партнеров, инвесторов, вышестоящих органов власти), визитная карточка;


          • улучшение инвестиционного имиджа города (привлекательность для отечественных и зарубежных инвестиций);


          • повышение привлекательности города (и предприятий города) как делового партнера;


          • развитие городской информационной среды;


          • становление авторитетного источника информации о жизни города;


          • представление справочной и оперативной информации для жителей и предприятий города о префектуре и городе;


          • организация обратной связи “жители – орган власти” (связь с городскими структурами и службами);


          • проведение в городе социологических и статистических исследовании средствами сайта и Интернета.


          • В структуре сайта можно выделить два основных информационных блока:

            • представительская и деловая информация,


            • справочная и оперативная информация.


            • Блок “Представительская и деловая информация” включает следующие разделы:

              • визитная карточка (приветствие главы Администрации, основная статистика, ключевые особенности региона);


              • деловая структура (основные предприятия, технопарки, с ссылками на уже соответствующие сайты);


              • городские и региональные программы;


              • инвест-маркет (биржа инвестиционных проектов);


              • бизнес-маркет (биржа деловых предложений предприятий города);


              • молодежная страница;


              • транспортная карта с указанием путей проезда (международные аэропорты, вокзалы, железнодорожные узлы, основные автомагистрали, таможенные терминалы);


              • информация для деловых туристов (гостиницы в городе, в окрестностях, проезд, питание, отдых, развлечения);


              • достопримечательности города и ближайших окрестностей (включающий фотогалерею, виртуальный тур, web-камеру).


              • Основными потребителями данной информации являются потенциальные инвесторы и деловые партнеры, деловые туристы, вышестоящие организации, фирмы и промышленные предприятия города.



                Информация данного блока должна быть представлена (и должна изначально готовиться) в двух вариантах – русскоязычном и англоязычном. Это требует дополнительных затрат при разработке, но является абсолютно необходимым с точки зрения реализации целей создания сайта.

                Блок “Справочная и оперативная информация” может включать следующие разделы:

                • городские новости;


                • история и статистика;


                • карта города и окрестностей с указанием транспортных маршрутов и расписания движения транспорта;


                • страницы городских служб и организаций;


                • биржа труда;


                • справочник;


                • СМИ города;


                • экологические программы;


                • городской телефонный и адресный справочник;


                • городская доска объявлений;


                • обратная связь.


                • Основным потребителями данной информации являются жители и гости города, работники городских служб, фирмы и промышленные предприятия города.

                  Информация данного блока должна быть представлена на русском языке.

                  Повышению привлекательности сайта и росту его посещаемости способствуют фотогалерея, web-камера (например, наблюдение за главной улицей города с режимом обновления кадра 30 секунд), новость дня муниципального образования, книга жалоб и предложений, рубрика “Ваше мнение о …” (проблемный блок), конкурсный блок (фотография дня), прогноз погоды (может быть ссылка на погодный сайт), ссылки на существующие Интернет-ресурсы города и области, гостевая книга, система поиска по сайту.

                  Основной задачей, которую необходимо решить до запуска сайта, является проработка организационно-технических вопросов его обновления, актуализация.

                  Сайт может расти как “кристалл”, обрастая новыми функциями и возможностями. Когда сайт становится интерактивным и с его помощью пользователь может в режиме on-line оплачивать счета, заполнять различные формы, платить налоги и пр., то сайт вырастает в интернет-портал. Портал уже не просто “электронная витрина”, электронное СМИ, он базируется на налаженных информационных потоках в самой местной администрации и является надстройкой для них, ориентированной во вне.

                  Единый муниципальный интернет-портал является платформой для деловых контактов и процессов, он виртуально соединит всех хозяйствующих субъектов для обмена информацией и сотрудничества:



                  • А2А (Administration-to-Administration) – взаимодействие администраций,


                  • A2C (Administration-to-Citizen) – администрация и горожане;


                  • A2B (Administration-to-Business) – администрация и бизнес;


                  • В2С (Business-to-Consumer) – бизнес и потребители;


                  • В2В (Business-to-Business) – деловые контакты.


                  • Несмотря на предоставляемые широкие возможности, существуют значительные ограничения для реализации идеи “электронного муниципалитета”, а именно:

                    • значительные затраты на внедрение и поддержку (оборудование, программное обеспечение, хостинг сайта, обучение);


                    • переобучение части сотрудников администрации и/или найма нового персонала высокой квалификации;


                    • дублирование выполнения функций разными способами (традиционными и электронное обслуживание); трудоемкость занесения и обновления информации, что значительно снизит экономию от внедрения новых методов работы;


                    • угроза “цифрового потопа” (переполнение сети информацией);


                    • защита конфиденциальной информации, неприкосновенности частной жизни;


                    • риск потери электронной (виртуальной) информации;


                    • обезличенность контактов;


                    • опасность “цифрового неравенства”, обусловленная тем, что для вхождения в систему необходимо преодолеть материальный и образовательный барьер. Поэтому наименее обеспеченные граждане, пожилые люди часто не смогут иметь доступа к порталу и пользоваться его услугами, хотя именно такие граждане являются наиболее частыми посетителями реальных органов власти.


                    • Некоторые из этих ограничений могут быть преодолены или снижены. Например, для снижения затрат на реализацию Интернет-проекта может быть:

                      • осуществлено долевое финансирование проекта (как пилотного) с привлечением льготных банковских кредитов, частных инвестиций, грантов, возможностей (прежде всего интеллектуальных) фирм-произво-дителей программного обеспечения, интернет-провайдеров и др.;


                      • проведен конкурс подрядчиков – создателей интернет-портала;


                      • реализован коммерческий интернет-проект с размещением рекламных объявлений, информационно-справочных систем поиска в сети и пр.


                        Время постоянно снижает стоимостной барьер доступа в сеть, а технологии совершенствуются.


                      • Для преодоления “цифрового неравенства” доступ в сеть может быть обеспечен через:

                        • новые средства связи, такие как web-киоски с экранными меню, средства интерактивного цифрового телевидения, телевизионные приставки-декодеры, мобильные телефоны, терминалы;


                        • компьютеры, расположенные в публичных местах (магазины, школы, библиотеки, общественно-культурные учреждения);


                        • дальнейшее развитие пользовательского интерфейса (связь через голос и пр.).


                        • Кроме того, остается выбор: взаимодействовать с органами власти реально или виртуально.

                          Защита информации осуществляется через пароли, администрирование (разграничение прав доступа), персональные идентификационные номера (РIN), логические методы защиты, электронные подписи, криптографию и пр.

                          Ввиду еще слабого охвата интернетом населения создание местных порталов направлено именно на формирование потенциала, нежели на создание конкурентного преимущества МО, – это стратегия для сильных, лидирующих муниципальных образований. Большинство рисков, связанных с внедрением информационных технологий, имеют не технологический, а личностный, социально-психологический характер (опасения перемен, межведомственная конкуренция, необходимость обучения и пр.).


                          Содержание раздела